Комплекс лечебной гимнастики для укрепления плечевых суставов

Галина Михайловна Мочалина
Травматологическое отделение городской поликлиники №42 г. Москвы


1. Исходное положение - стоя. Поднять плечи вверх (максимально). Позу зафиксировать на 3-4 секунды, опустить плечи. Расслабиться. Повторить упражнение 5 раз.

2. Поднять плечи вверх, отвести их назад, опустить вниз.

3. Корпус наклонить вниз. Делать махи расслабленными руками, начиная с небольшой амплитуды и постепенно её увеличивая. <Полоскание>.

4. Прямые руки разведены в стороны. Чуть ниже уровня плеч медленно повернуть руки по оси, ладони кнаружи. Задержать позу на 3-4 секунды, затем повернуть руки внутрь. Также зафиксировать позу на 3-4 секунды. Опустить руки, расслабить их.

5. Пиление.

6. Поднять руки вверх по бокам до уровня пояса. Отвести локти максимально назад. Зафиксировать позу на 4-5 секунд. Покачать локтями рывками назад. Опустить руки. Расслабиться.

7. Сложить ладони вместе на уровне груди. Крепко прижать ладони друг к другу (локти в стороны). Позу зафиксировать на 5-8 секунд, затем руки опустить и расслабить. Повторить упражнение 4-5 раз.

8. Прямые руки разведены в стороны на уровне плеч. Делать круги средней амплитуды 10 кругов от себя, 10 кругов к себе. Опустить руки, расслабить их.

9. Отводить от корпуса в стороны вверх прямые руки, одновременно сжимая и разжимая пальцы в кулак, затем опустить руки.

10. Развести в стороны руки как будто удивляться (ладони вверху). Позу задержать на 5-6 секунд. Опустить руки и расслабить их. Повторить 5 раз.

11. Взять пальцы рук в замок. Поднимать руки вверх, натягивая замок к потолку. Позу зафиксировать на 3-4 секунды, затем опустить руки вниз и тянуть замок вниз (к полу). Позу зафиксировать на 3-4 секунды. Повторить упражнение 6-8 раз.

12. Руки подняты в стороны до уровня пояса. Отведение руки в сторону с натяжением её к стене (как будто пытаетесь пальцами дотянуться до стены). По очереди каждой рукой.

13. Согнутые в локтях руки на уровне лба, ладони сомкнуты вместе, нажим ладоней друг на друга. Зафиксировать позу на 5-6 секунд, опустить руки вниз и расслабить их.

14. Ноги на ширине плеч, корпус наклонить вперёд-вниз, руки скрестить, согнув их в локтях, затем развести руки в стороны, выпрямляя их в локтях. Позу зафиксировать на 4-5 секунд и опустить руки. Повторить упражнение 5-8 раз.

15. Прямые руки вытянуты перед собой на уровне груди. Правую руку отводить рывками от себя назад как можно дальше. Это упражнение называется шпагат руками. Позу зафиксировать на 5-6 секунд. Вернуть руку в исходное положение. Сделать то же самое с другой рукой. Опустить руки, расслабить их. Повторить 5 раз каждой рукой.

16. Плавные круговые движения плечевыми суставами. 8 кругов к себе, 8 кругов от себя.

17. Прямые руки вытянуты перед собой на уровне груди. Согнув в локте правую руку, делать рывки локтём назад, <тянуться> к спине. Вернуть руку в исходное положение. Сделать упражнение с другой рукой.

18. Прямые руки вытянуты перед собой на уровне груди. Правая ладонь скользит по левой руке до уровня плеча (можно чуть выше - за плечо). Нажать ладонью на плечо. Позу зафиксировать на 4-5 секунд, плавно вернуть руку в исходное положение. Поочерёдно каждой рукой. Повторить 5-7 раз.

19. Прямые руки разведены в стороны на уровне плеч. Положить ладони на затылок. Качать локтями назад рывками, затем опустить руки и расслабить их.

20. Плавно наклонять корпус влево, поднимая правую кисть вверх к подмышке. Позу зафиксировать на 3-5 секунд, затем вернуться в вертикальное положение. Плавно наклонить корпус вправо, поднимая левую кисть вверх (по боку) к подмышке.

21. <Косить> руками размашисто на уровне груди.

22. Поднять согнутые в локтях руки над головой. Ладони сомкнуты. Нажим ладонями друг на друга. Зафиксировать позу на 4-5 секунд, опустить руки и расслабить их покачиванием.

23. Прямые руки разведены в стороны на уровне плеч. Согнуть их в локтях с усилием, затем выпрямить вперёд (руки вытянуты в струнку), опять согнуть (кулаки к плечам) и выпрямить руки в стороны. Повторить 8-10 раз.

24. Корпус наклонить вниз. Махи прямыми руками. Правая рука вперёд, левая рука назад и т.д.

25. Сложить ладони перед грудью ладонь в ладонь. Давить одной ладонью на другую. Руки сдвигаются то, в одну то в другую сторону.

26. Круговые движения локтями. Сначала от себя (5 кругов), затем к себе (5 кругов).

27. Ладони положить на поясницу. Отвести локти назад как можно больше, зафиксировать положение на 4-5 секунд, опустить руки, расслабиться. Повторить упражнение 3 раза.

28. Прямые руки разведены в стороны. Скрестить их перед грудью, руки взаимно нажимают друг на друга и так далее.

29. Сложить руки. Снизу - здоровая рука, сверху - больная. Качание рук вправо, вниз и затем влево. <Качели>.

30. Согнуть руки в локтях, ладони <смотрят> на потолок. Выпрямляя руки тянуть ладони к потолку, затем попружинить ими и опустить руки, расслабив их.

ЛФК для шейно-грудного отдела позвоночника

Упражнение 1
Исходное положение: стоя или сидя.
Методика: лоб «укладываем» на ладонь правой руки. Ладонью давим на лоб, лбом давим на ладонь примерно в течение 10 секунд. Затем — отдых столько же. Повторить так 10 раз. Лбом можно упираться не только в ладонь, но и в любую жесткую поверхность.
Назначение: укрепить ослабевшие мышцы шеи.

Упражнение 2
Исходное положение: сидя или стоя.
Методика: приложить ладонь к щеке (опора на скуловую кость). Ладонью давим на голову, головой давим на ладонь в течение 10 секунд. Повторить 8-10 раз с каждой стороны.
Назначение: укрепить боковые мышцы шеи.

Упражнение 3
Исходное положение: в положении стоя, голова и руки опущены.
Методика: упираемся межлопаточным пространством по всей длине позвоночника в торец двери. Медленно разгибаем голову и одновременно отводим плечи назад, до момента, пока макушка не коснется торца двери, а плечи не будут максимально отведены. Это на вдохе. На выдохе возвращаемся в исходное положение с опущенной головой. Выполняем упражнение 5-10 раз. Отдых между упражнениями 10-15 секунд. Отсутствие торца двери не повод для невыполнения упражнения. Можно и без торца. Тоже поможет, не сомневайтесь.
Назначение: укрепить мышцы спины, улучшить кровообращение и подвижность в суставах грудного отдела позвоночника, плечевых суставах.

Упражнение 4
Исходное положение: в положении сидя, руки опущены, скрещены в замок.
Методика: вдох наклоняем голову и туловище в сторону, выдох возвращаемся в исходное среднее положение. Повторяем упражнение в другую сторону.
Назначение: укрепить боковые мышцы шеи, спины, улучшить кровообращение и подвижность ребер и суставов.
Как вы заметили, эти упражнения можно выполнять в любой обстановке. Они не требуют специальных приспособлений и условий. И это важно при современном темпе жизни. Эти упражнения эффективны при различных формах шейно-грудного остеохондроза и могут служить базой для более специализированных упражнений, которые вам подскажет методист ЛФК или я.

РЕФЛЕКТОРНО-СЕГМЕНТАРНЫЙ МАССАЖ.

Различают два вида лечебного массажа: лечебный европейский классический и рефлекторно-сегментарный. В свою очередь, рефлекторно-сегментарный массаж подразделяется на:

собственно сегментарный массаж

соединительнотканный массаж

периостальный массаж

рефлексотерапия

аурикулярная терапия

су-Джок терапия

чжень-цзю терапия (точечный китайский)

линейный массаж (китайский, по меридианам)

до-ин терапия (китайский, сочетающийся с комплексом упражнений)

Туйна массаж (древнекитайский)

Шиацу терапия (пальцевый японский)

мануальная терапия - самостоятельный вид консервативного лечения (и не является лечебным классическим массажем).


ТЕХНИКА И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРИЕМОВ В ЛЕЧЕБНОМ МАССАЖЕ

Выбор приемов зависит от конфигурации мышц, места проведения массажа и характера заболевания. Эффективность лечения увеличивается, если дополнительно применяются и другие виды массажа, такие как сегментарный и точечный массаж, су-джок терапия и другие методы лечения.

Лечебный массаж может иметь общую и частную формы воздействия. При общей форме массаж выполняется на всех частях тела с акцентом воздействия на зоны, связанные с конкретным заболеванием. Длительность такого сеанса - от 50 до 70 минут. Назначаться он может через день, каждый день, сериями - четыре сеанса ежедневно, остальные сеансы через день. Это зависит от клиники и течения заболевания.

В зависимости от характера и тяжести заболевания курс лечебного массажа по длительности (количество сеансов) может быть:

малым - 10 сеансов;

средним - 12-14 сеансов;

максимальным - 16-18 сеансов.

Малый курс лечения бывает достаточным для снятия остроты или обострения имеющихся заболеваний. Средний курс вполне достаточен для излечения очень многих заболеваний. Максимальный курс применяется при хронических и тяжелых течениях заболеваний.

   
 

ЗАБОЛЕВАНИЯ И ТРАВМЫ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

ЛЕЧЕБНЫЙ МАССАЖ ПРИ УШИБАХ

Ушибы - это повреждения мягких тканей, при которых сохраняется целостность наружных покровов. При значительном ушибе возможны разрывы кровеносных сосудов, мышц, нервов, гемартрозы. Основные проявления ушиба: боль, припухлость, местные кровоизлияния с повышением температуры кожи в области ушиба. При проникновении инфекции возникают гнойные воспаления.

Воздействие массажа вызывает кожную гиперемию (покраснение кожи), понижение общей болезненности травмированной области, улучшение обмена веществ, активизацию мышечных сокращений, предотвращение возможной и ликвидацию наступившей атрофии мышц. Ускоренное рассасывание отеков, инфильтратов и кровоизлияний. Раннее начало сеансов массажа способствует уменьшению болей и более быстрому восстановлению.

Задачи массажа:

Усилить кровообращение и обмен веществ в зоне повреждения.

Уменьшить болевые ощущения.

Способствовать рассасыванию эксудата, инфильтратов, кровоизлияний.

Массаж показан со 2-3-его дня после ушиба при отсутствии разрывов крупных сосудов и мышц, тромбозов вен. Лечебный массаж при поврежденных мышцах условно подразделяется на подготовительный (отсасывающий) и основной.

Подготовительный - это массаж нетравмированных участков , расположенных выше травмы. Он создает благоприятные условия для оттоков (отсасывания) лимфы и венозной крови от места повреждения без непосредственного к нему прикосновения. К сеансу подготовительного массажа можно приступать в день повреждения через 6-8 часов. В зависимости от степени травмы и болевых ощущений проводят 4-6 таких сеансов, а в последующем чередуют его с основным, т.е. массажем самого поврежденного участка.

ЗАБОЛЕВАНИЯ ОРГАНОВ ПИЩЕВАРЕНИЯ

ЛЕЧЕБНЫЙ МАССАЖ ПРИ ЯЗВЕННОЙ БОЛЕЗНИ ЖЕЛУДКА И ДВЕНАДЦАТИПЕРСТНОЙ КИШКИ

Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки - хроническое заболевание, характеризующееся образованием язв в слизистой оболочке желудка или двенадцатиперстной кишки, болью в подложечной области через определенное время после еды или натощак ("голодные боли"), рвотой, сезонными обострениями весной и осенью. Возможны осложнения: кровотечение, прободение стенки органа, сужение привратника желудка и др. В развитии язвенной болезни играют роль нервно-психическое перенапряжение, нарушение питания, курение, злоупотребление алкоголем.

Массаж назначают при подострой форме, а также в фазе затухающего обострения и неполной ремиссии I, II и III стадий легкой, средней и тяжелой степеней.

Противопоказания к назначению массажа:

 

  • обострение язвенной болезни;
  • кровотечение;
  • наличие сопутствующего гнойного холецистита;
  • туберкулезные поражения и новообразования органов брюшной полости;
  • беременность, послеродовой и послеабортный периоды (в течение не менее двух месяцев);
  • острые и подострые воспалительные процессы женских половых органов;
  • общие противопоказания.

    Задачи массажа:

  • улучшить кровообращение;
  • улучшить секреторную и моторную функции, что способствует рубцеванию ран.

    Методика массажа:

    1) массаж спины;

    2) массаж шеи;

    3) массаж груди;

    4) массаж живота.

    1. Массаж спины начинают, как обычно, с поглаживания и выжимания по всей поверхности, затем проводят кругообразное разминание на длинных мышцах спины - подушечкой большого пальца, подушечками четырех пальцев, фалангами согнутых пальцев, затем щипцевидное и кругообразное подушечками больших пальцев. Особое внимание следует уделить зонам Th7-Th9, Th10-L1 слева и Th9-Th12-L1 справа. В первом случае это зоны, связанные с желудком, а во втором - с двенадцатиперстной кишкой. Разминание широчайших мышц спины - ординарное, двойной гриф, двойное кольцевое, кругообразное фалангами согнутых пальцев. Растирание фасции трапециевидной мышцы, межлопаточной, надостной и подостной областей - прямолинейное подушечкой и бугром большого пальца, кругообразные: подушечкой, ребром и бугром большого пальца. Все эти приемы выполняются очень осторожно, без применения ударных приемов.

    2. Массаж шеи с трапециевидной мышцей выполняется поглаживанием, выжиманием и разминанием - ординарным, двойным кольцевым, фалангами согнутых пальцев, лучевой стороной кисти.

    3. Грудь массируется по полной программе: массаж больших грудных мышц, межреберных промежутков, мест прикрепления больших грудных мышц и подреберного угла.

    4. На животе массаж выполняется на прямых и косых мышцах живота, а также в зонах, имеющих отношение к желудку и двенадцатиперстной кишке.

    Курс лечения - 12 процедур, лучше через день.

  • АЗБУКА ОРТОПЕДИИ

     

    Чудимов В.Ф., Ульянова Л.Г., Серебрякова Н.П., Полещук И.Г., Драчева Т.Р.

    Комплексы корригирующей гимнастики

    Комплекс корригирующей гимнастики по 1 периоду

    Комплекс корригирующей гимнастики по 2 периоду

    Комплекс корригирующей гимнастики по 3 периоду

     

    КОМПЛЕКС КОРРЕГИРУЮЩЕЙ ГИМНАСТИКИ ПО 1 ПЕРИОДУ

    Вводная часть

    1.         Исходное положение  /И.П./ - основная стойка /О.С./. На счет 1-2-3-4 - потянуться руками в стороны - вверх и вернуться в И.П., расслабиться, повторить 3-4 раза.

    2.         И.П.- стойка, кисти к плечам. Круговые движения согнутыми руками вперед и назад. Объем движений полный. 3-5 раз в каждую сторону.

    3.         И.П.- стойка, руки на пояс. Приседание с прямой спиной, локти отведены назад, лопатки соединить. 6-12-15 раз.

    4.         И.П.- стойка, одна рука вверх, другая вниз. Смена положения рук. Руки в локтях не сгибать. 18-20 раз.

    5.         И.П.- О.С.   

                  1-правая нога назад на носок, руки вверх;

                2-правую ногу согнуть вперед, руки в стороны;

                3-как и на счет 1;

                4-И.П. то - же. Повторить с другой ноги. 4-6 раз.

    6.  И.П.- сидя на краю стула, руки в упоре сзади на сидении стула.

            Приседание со стула вниз, не отрывая рук и возращение в И.П. 6-12 раз.

    7.  И.П.- стоя, кисти рук к плечам, ладони обращены вверх. На счет от 1 до 8, медленно,     с усилием напрягая мышцы, выпрямить руки вверх, "поднимая потолок", с последующим расслаблением мышц. 4-6 раз.

    8.  И.П.- стоя, кисти рук к плечам, но ладони обращены в стороны, лопатки соединить. На счет от 1 до 8 раздвигаем руками мнимые "косяки" с последующим расслаблением.

     

    Основная часть

     

    - Лежа на животе, руки положить под лоб.

    1.  "Самовытяжение"- тянуть руки по полу вперед, носки ног в противоположную сторону: - стараться растянуть позвоночник в поясничной области. Тянуться до счета 4 и отдыхать 3-4 с. Повторить 4-6 раз.

    2. И.П.- лежа на животе, руки в стороны. Поднять голову /не запрокидывать/, плечи и руки над полом и удерживать на время до усталости. Повторить 2-4 раза.

    3.  И.П.- то же. Поднять левую ногу /носок тянуть/ невысоко над полом и держать 4-10 сек.- опустить. Поднять обе ноги и держать 4-10 сек. - опустить. 4-6 раз.

    4. И.П.- лежа на животе, кисти к плечам, ладони от себя. Голову, плечи и локти приподнять, лопатки соединить. Держать от 4 до 10 сек. Повторить 3-6 раз.

    5.  И.П.- лежа на животе, руки под лоб. "Плавание"- движение руками в стиле "брасс",   не касаясь руками пола. Ноги прямые, приподняты. Выполнить до усталости /в секундах/. 2-3 раза.

    6.  И.П.- то же. Сгибание ног в коленях с напряжением, подтягивать пятки к ягодицам. Повторить 10-15 раз.

      Стоя на четвереньках    

     1.  Упражнение: 

    - правую руку в сторону - вверх, посмотреть на руку - вдох.

                - И.П. - выдох.

                - левую руку вверх - в сторону, посмотреть на руку - вдох.

                - И.П. - выдох

                Повторить 3-4 раза.

     2. Упражнение:

                - мах правой ногой назад, сгибая руки, коснуться грудью пола.

                - И.П.

    - 3 и 4 повторить с левой ноги.

                4-6 раз каждой ногой.

    3. Упражнение:

    Поднять правую руку вперед, а левую ногу выпрямить назад и держать 4 сек. Вернуться в И.П. То же повторить, но поменять конечности. 4-6 раз.

    Лежа на спине

    1.         Лежа на спине, руки положить на живот, ноги согнуть в коленях. Вдох - брюшную стенку выпячиваем, выдох - втягиваем живот /диафрагмальное дыхание/. Вдох неглубокий. Повторить 4-6 раз.

    2.         И.П. - лежа на спине, руки вдоль тела. Поочередно приподнимать прямые ноги невысоко над полом и удерживать 4-10 сек. Повторить 3-4 раза до 10 сек.

    3.         И.П. - лежа на спине, руки в стороны. Скрестные движения руками /руки прямые/. 14-20 раз.

    4.         И.П. то же, руки под голову. "Велосипед" -  движение ногами, имитирующее движение при езде на велосипеде, до усталости. Повторить 2-3 раза.

    5.         Повторить упражнение №1. Диафрагмальное дыхание.

    6.         И.П. - то же, ноги согнуть в коленях. "Полумост" - приподнять таз над полом и удерживать до 4-6 сек., и затем, опустить. 6-8 раз.

    7.         И.П. - лежа на спине, давить затылком на пол до 4 сек. И, затем, расслабиться. Отдохнуть /3-4 сек/. Повторить 4-6- раз.

    7.1. И.П. - то же. Положить ладонь правой руки на боковую часть головы справа. Оказываем давление рукой на голову и одновременно давим головой на руку до 4 сек., затем следует расслабиться, отдохнуть /3-4 сек/.

    7.2.  И.П.- то же. Выполняем упражнение, аналогичное предыдущему, в левую сторону. 4-6 раз.

    7.3. И.П. - то же. Руки в "замок" и положить на лоб. Оказывая легкое давление руками на лоб, поднимать голову /до 4-6 сек./, сопротивляясь давлению рук, затем расслабить мышцы. 4-6 раз.

    Серию этих упражнений повторить 2-3 раза.

    8.         И.П. - лежа на спине, руки в стороны, одна нога согнута в колене. Скрещиваем руки перед грудью, одновременно меняем положение ног. Повторить 8-12 раз. Медленно повернуться на бок, на живот и встать на колени.

    9.         И.П. - стоя на коленях. Поднять руки вверх /вдох/, вернуться в И.П. /выдох/. 4-6 раз.

    Заключительная часть.

    10.       И.П. - стоя, руки на поясе. Повороты головы в стороны без усилия, наклоны  головы к плечу без напряжения. Повторить 4-6 раз.

    11.       И.П. - стоя, руки на поясе: на счет:1 -полуприседание, руки за голову; 2- вернуться в исходное положение; 3 - подняться на носки, опустить руки вниз; 4 - вернуться в И.П. Повторить 3-5 раз.

    Закончить комплекс маховыми вращениями рук, упражнениями на расслабление верхних конечностей, плечевого пояса.

    Ориентировочно комплекс № 1 выполняется в течение 2-3 недель.

    Перевод на 2 комплекс производится при достижении силовой выносливости мышц: спины - 1 мин. и более, шеи - не менее 1 мин., мышц живота /уголок/ - от 35 сек. И более.

    КОМПЛЕКС КОРРЕГИРУЮЩЕЙ ГИМНАСТИКИ ПО 2 ПЕРИОДУ

     

    Лечебную гимнастику по 2 периоду выполнять с отягощением от 100 до 500 г на каждую конечность. Вес груза подбирается индивидуально, в зависимости от возраста и физической подготовленности. В качестве отягощения можно использовать мешочки, наполненные песком или солью, которые в виде манжеток закрепляются на лучезапястных и голеностопных суставах. Вес первоначально определяет врач ЛФК или инструктор по лечебной физкультуре. В дальнейшем, по мере увеличения мышечной силы, вес груза постепенно добавлять.

    Вводная часть

    О.С. - стоя, руки опущены.

    1.      Подтянуться руками вверх - вдох, вернуться в И.П. - выдох. 3-4 раза.

    2.      Руки в стороны на уровне плеч, круговые движения в плечевых суставах назад.  3-4 раза.

    3.      И.П. - основная стойка. Руки отвести назад, лопатки соединить, левую ногу назад на носок, затылком тянуться вверх. Держать положение до 4-6 сек. То же повторить с правой ноги. 3-4 раза.

    4.      Руки в замок на затылок, оказывать встречное сопротивление затылком на руки. Удерживать напряжение до 4 сек. 8 раз.

    5.       Одна рука вверх, другая вдоль туловища. Смена положения рук. 16-20 раз.

    6.       Руки за голову, локти в стороны, голову держать прямо, приседание с прямой спиной. 10-15 раз.

    7.      Сцепить пальцы рук перед грудью и стремиться расцепить их. 2-3 раза.

    8.      Поворачивать голову вправо, оказывая сопротивление усилию правой ладони. Удерживать напряжение в течение 4-6 сек. 6-8 раз.

    9.      То же повторить в левую сторону, после каждого упражнения обязательно расслабление 4-6 сек. 6-8 раз.

             Основная часть

    1.      И.П. - лежа на спине, руки лежат за головой.

                - мах правой ногой вперед, левую руку вперед.

                - И.П.

                - мах левой ногой вперед, левую руку вперед.

                - И.П. 6-8 раз.

    2.      "Велосипед" 15-30 сек. 3 раза.

    3.         Диафрагмальное дыхание. Вдох - надуть живот, выдох - втянуть брюшную стенку. 6-8 раз.

    4.         Приподнять голову /на 3-4 см/ над полом и держать до усталости. 2-3 раза.

    5.         Приподнять ноги над полом /на 3-4 см/ и держать до усталости. 2-3 раза.

    6.         Обхватить колени руками и покататься с боку на бок /самомассаж спины/. 10-15 сек.

    7.         И.П. - лежа на спине, ноги согнуты в коленях - на ширине плеч, опираются на стопы, руки под голову.

                - На счет 1 - приподнять плечевой пояс до нижних углов лопаток, напрягая мышцы живота /локти в сторону, голову не наклонять/.

                - На счет 2-3 - удерживать положение.

                - На счет 4 - И.П. 6-8 раз.

    8.         Диафрагмальное дыхание. 3-4 раза.

    9.         Опереться на локти, лопатки и стопы. Приподнять таз, передвигаться вперед и назад /самомассаж спины/ 10-20 сек.

    10.       Одновременно приподнять голову и ноги /не высоко/. Носки тянуть на себя. Держать 6-10 сек. 2-3 раза.

    11.       Руки в стороны. "Ножницы" - скрещивать перед собой прямые руки и разводить в стороны до касания пола 16-20 раз.

    12.       И.П. - сидя на полу, руки в упоре сзади.

                1- поднять правую ногу вверх.

                2- поднять левую ногу вверх.

                3-4 - медленно опустить. 6-8 раз

                Лежа на животе

    1.         "Самовытяжение" - тянуть прямые руки вперед по полу, а ноги в противоположную сторону. Стремиться растянуться в пояснице. Голову не поднимать. 3-4 раза.

    2.         Палочка вверху, хват шире плеч

    1- приподнять голову и палочку;

    2- перевести палочку на лопатки;

    3,4 - держать палочку на лопатках;

    5- руки с палочкой вверх;

    6- И.П. 6-8 раз.

    3.         Отжимание от пола до усталости.

                1- поднять прямые ноги /от бедра/;

                2- развести в стороны;

                - соединить вместе;

                4- И.П. 6-8 раз.

    4.         "Плавание" - имитация плавания в стиле "брасс", до усталости. 2 раза.

    5.         Руки за голову:

                1-приподнять ноги и туловище, грудью не касаясь пола.

                2-согнуть ноги, не касаясь коленями пола.

                3-выпрямить ноги над полом.

                4-И.П. 6-8 раз.

    6.         Взять палочку в руки за спиной /над поясницей/. Удерживать "ласточку" до 10 сек. 2-3 раза. Голову приподнять, но не запрокидывать.

    7.         Отдых 5-6 сек.

    8.         Упражнение на координацию:

    1-поднять прямую правую руку и левую ногу, опустить.

                2-поднять прямую левую руку и правую ногу, опустить.

                3-И.П. 4-6 раз.

    9.         Руки в стороны. Приподнять голову, /но не запрокидывать/, руки и ноги. Держать положение 15-20 сек. 2-3 раза.

                Заключительная часть

    1.         И.П. стоя, руки в замок за спиной. Отвести руки от туловища, лопатки прижать, живот втянуть, затылком тянуться вверх в течение 4 сек. Вернуться в исходное положение. 6-8 раз.

    2.         И.П. основная стойка, переднезадний кивок головой без участия шеи, /кивая головой, как бы утверждая что-либо или соглашаясь с чем-либо: да-да-да/. 10-16 раз.

    3.         И.П. основная стойка. Боковые наклоны головы в стороны, без участия шеи /качая головой: ай-я-я-яй/. 8-16 раз.

    4.         Упражнение на внимание:

    1-правая нога в сторону, левая на пояс.

                2-левую ногу приставить к правой ноге, правую руку на пояс.

                3-левую ногу в сторону, правую руку опустить.

                4-И.П.

    5.         Упражнение на расслабление.

     

    Ориентировочно комплекс №2 выполняется в течение 2-3 недель. Перевод на комплекс №3 производится при достижении силовой выносливости мышц:

                -спины 1мин. 30 сек. И более.

                -живота не менее 1 мин.

                -шеи не менее 1 мин. 30 сек.

     

     

                Комплекс корригирующей гимнастики по 3 периоду

     

    Упражнение выполнять с отягощением от 100 до 500г, Учитывая возраст и силовую подготовленность.

    Вводная часть

    1.         И.П.-О.С. Подтянуться руками вверх - вдох, вернуться в исходное положение-выдох. 3-4 раза.

    2.         И.П.- стоя, правая рука на затылке, левая - на поясе.

    1-руки в стороны;

                2-левая рука на затылке, правая на поясе;

                3-руки в стороны;   

                4-И.П.

    3.         И.П. - стоя, палка на лопатках.

                1,2-медленно приседая на носках, палку вверх;

                3.4-медленно вернуться в исходное положение.

    4.         И.П. - О.С.

                1-руки отвести назад, лопатки соединить, живот втянуть, правую ногу отвести назад, носок тянуть, /не касаясь пола/. Удерживать положение до 4 сек. Вернуться в исходное положение.

                2-И.П. - то же с левой ноги. Повторить 4-6 раз.

    5.         И.П. - О.С.

                1- руки в стороны-вверх - вдох.

                2-И.П.- выдох. Повторить 3-4 раза.

    6.         И.П. - О.С.

                1- руки в стороны-назад, лопатки соединить, подтянуть правое колено к животу и удерживать это положение 4-6 сек.

                2И.П.

                3-повторить с левой ноги.

                4-И.П.

    7.         И.П. - руки в стороны с гантелями. Качательные движения руками назад. Амплитуда небольшая. 30-40 сек.

    Основная часть

    Лежа на спине

    1.         И.П. - ноги под углом 45%, руки в стороны.

    1-согнуть ноги к животу, стопы вместе, колеи врозь.               

    2-И.П.

    3-как и на счет 1.

    4-И.П. 8-10 раз.

    2.         Диафрагмальное дыхание. 3-4 раза.

    3.         И.П. - лежа на спине, руки под голову. Медленно поднимать вверх и опускать прямые ноги. 8-10 раз.

    4.         И.П. - лежа на спине.

                1-поднять голову /невысоко над полом/ и смотреть на носки, удерживая 6-8 сек.

                2-опустить.

                3-поднять обе ноги невысоко над полом и удерживать 6-8 сек.

                4-И.П.

                5-одновременно поднять голову и ноги, удерживать 6-8 сек.

                6-И.П. Повторить 3-4 раза по 10 сек.

    5.         Диафрагмальное дыхание. Вдох - надуть живот, выдох - Втянуть брюшную стенку. 4-6 раз.

    6.         И.П. лежа на спине, руки вдоль тела.

                1-вертикальные ножницы. Ноги прямые, амплитуда движений небольшая. Поясница прижата к полу.

                2-отдых. Ноги согнуты в коленях, упираются на стопы.

                3-горизонтальные ножницы. Амплитуда небольшая, поясница прижата к полу.

                4-И.П.

    7.         И.П. - Ноги широко врозь, опираются на стопы, руки прямые - "в замок", за головой.

                1-поднять над полом плечевой пояс, голову и руки, напрягая мышцы живота, при этом голова находится между рук.

                2,3-удерживать положение.

                4-И.П. 10-12 раз.

    8.         И.П. - руки в стороны, прямые ноги чуть приподняты над полом.

                1-правую ногу согнуть в колене и руками прижать к животу.

                2-И.П.

                3-левую ногу согнуть и прижать к животу.

                4-И.П.

                5-обе ноги согнуть в коленях и подтянуть к животу.

                6-И.П.

                7-так же, как и 5.

                8-И.П. 4-6 раз.

    9.         И.П. - ноги согнуть, мяч между коленей, стопы вместе не касаясь пола, кисти за головой.

                1-привести ноги к животу, приподнять плечевой пояс, при этом локти в стороны, голову не сгибать.

                2-И.П.

                3,4-то же. 12-15 раз.

    10.       И.П. - то же.

                1-поднять прямую ногу вверх /в колене не сгибать/, руками тянуться к носку, голову не поднимать /носок тянуть на себя/.

                2-И.П.то же, поднимая другую ногу. 6-8 сек.

    11.       И.П. - сидя на полу, руки в упоре сзади, ноги согнуты в коленях и опираются на стопы.

                1-приподнять таз и удерживать 4-6 сек. Повторить 6-8 раз.

                2-опустить.

    12.       И.П. - сидя, руки на пояснице, спина прямая.

                1-ноги приподнять и развести в стороны, руки в стороны.

                2-И.П.

                3-так же, как на счет 1.

                4-И.П. Повторить 8-10 раз.

    13.       Сидя на полу, руки сзади в упоре.

                1-поворот головы вправо, подбородок обращен к плечу.

                2-И.П.

                3-поворот головы влево.

                4-И.П. 4-6 раз.

    14.       И.П., лежа на спине, прямые руки положить на пол вверх /по отношению к туловищу/. Приподнять руки и ноги над полом и покататься с боку на бок. 15-20 сек.

    15.       Лежа на животе.

                И.П. -палочка в руках широким хватом

                1-приподнять над полом руки с палочкой и ноги.

                2-палочку перевести на лопатки, ноги врозь.

                3-палочку вперед, ноги вместе.

                4-И.П.

    16.И.П. - то же.

                1-руки с палочкой приподнять и удерживать 6-8 сек.

                2-И.П.

                3-поднять ноги от бедра над полом, носки тянуть и удерживать 6-8 сек.

    17.       И.П. - лежа. Отдых.

    18.       И.П. - то же. Отжимание от пола 10-20 раз.

    19.       И.П. - лежа на животе, руки "в замок" вытянуть вперед. Приподнять руки и ноги над полом и покататься с боку на бок /при увеличении поясничного изгиба исключить это упражнение/.

    20.       И.П. - лежа на животе, кисти на затылок.

                1-поднять голову, плечи, ноги над полом и удерживать положение 4-6 сек.

                2-И.П. Повторить 4-6 раз.

    21.       И.П. - то же. Руки с мячом вперед. "Качалка". Приподнять руки и ноги над полом и покачаться вперед-назад. Ноги в коленях не сгибать. 15-20 сек. Повторить 2-8 раз.

    22.       Отдых лежа на животе.

    23.       И.П. - лежа на животе, мяч в правой руке, руки в стороны. Приподнять над полом туловище, ноги, руки и голову. Не сгибая рук, передавать мяч над головой /вверху/ и затем за спиной 10 раз в одну и другую стороны.

    24.       И.П. - лежа на животе, руки прямые, за спиной сцеплены в "замок". Напрягая мышцы спины, приподнять грудь, голову, ноги над полом, руки отвести от туловища /голову не запрокидывать/. Удерживать положение 15-20 сек. 2 раза.

    25.       Стоя на коленях, руки на поясе. Отклонить туловище назад, спина прямая, голову не запрокидывать. Удерживать положение от 4 до 10 сек. Повторить 4-6 раз.

    26.       Стоя на коленях. Колени врозь, руки на поясе /спина прямая/.

                1-сесть между пяток, сохраняя спину прямой.

                2-И.П.

                3-как на счет 1.

                4-И.П.

                Повторить 6-8 раз.

    Заключительная часть

    1.         И.П. - О.С. Медленно поднимая руки вверх, подтянуться за руками и так же медленно, сохраняя правильную осанку, вернуться в И.П. Повторить 6-8 раз.

    2.         И.П. - стойка, ноги врозь, палка в опущенных руках перед собой.

    1-поднять руки вперед и вверх.

    2-сгибая руки, опустить палку на лопатки /на уровень их углов/.

    3-выпрямить руки, опустить палку вниз за спину.

    4-возвращаясь в И.П., положить палку на лопатки, как и на счет 2.

    5-поднять руки вверх.

    6-И.П.

          Повторить 6-8 раз.

    3.         И.П. - О.С., палка на лопатках.

    1,2-присесть, широко разводя колени.

    3,4-вернуться в И.П. Спину держать прямо. Приседая, пятки отрывать от пола. Темп медленный. Повторить 8-12 раз.

    4.         И.П. - стоя, руки в стороны, мяч в правой руке.

                1,2-мах правой ногой вперед и одновременно под ногой передать мяч в левую руку.

                3,4-то же в другую сторону. Повторит 4-6 раз

    5          И.П. - О.С. Контроль правильной осанки 1-2 мин.

     

     

     

     

     

     

     

    МАНУАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ.

    Мануальная терапия является лишь НЕБОЛЬШОЙ ЧАСТЬЮ консервативного лечения, так же как и лечебный массаж, су-джок терапия, китайский точечный массаж, аурикулярная терапия, чжень-цзю терапия, цубо-терапия, цигун-терапия. Каждое из этих направлений не менее интересно, чем мануальная терапия.

    В современной мануальной терапии существует три основных вида лечебного воздействия – манипуляция, мобилизация и постизометрическая релаксация мышц (ПИРМ). Причем последовательность проведения этих видов терапии следующая – в начале проводится релаксация, затем мобилизационные приемы и только после этого манипуляции.

    ПИРМ дает возможность проведения манипуляций, направленных непосредственно на восстановление нормального объема движений в позвоночном двигательном сегменте или суставе конечности, т.е. на УСТРАНЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ БЛОКАД.

    Метод изометрической релаксации мышц основан на том, что после изометрического напряжения наступает фаза абсолютного рефрактерного периода, когда мышца не способна сокращаться. Фаза изометрического напряжения мышцы длится 8-11 секунд, абсолютного рефрактерного периода 5-8 секунд.

    Этого времени вполне достаточно ТОЛЬКО для снятия функциональных блокад.

    Обязательным условием для успешного проведения мануальной терапии является достаточное расслабление мышц, то есть предварительное проведение лечебного классического массажа.

    Мануальная терапия - составная часть лечебно - физкультурного комплекса (Л Ф К), которая, имея свои приемы диагностики, лечения и меры профилактики, оформилась в отдельную область медицины. Мануальная терапия направлена на устранение болевого синдрома, восстановление функций позвоночника и костно-суставного аппарата при дегенеративно – дистрофических поражениях.

    Мануальная терапия проводится в определенной последовательности. Каждой лечебная процедуре должна предшествовать МАНУАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА, так как состояние биомеханики позвоночника и отдельных позвоночных двигательных сегментов (ПДС) под влиянием различных факторов и в процессе лечения может значительно меняться. Необходимо выявлять и учитывать наличие функциональных блокад, гипермобильности и всего спектра патологических изменений позвоночника, имеющегося у больного в момент выполнения лечебной процедуры.

    Основной недостаток - краткосрочность курсов и, как результат, “скороспелость” специалиста. Пройдя 2 месячный курс теории и практики, врач становится мануальным терапевтом, а в остеопатии (и хиропрактике) даже с врачебным образованием нужно до 2-3 лет обучения и практической подготовки. Правда, есть двухгодичные курсы подготовки мануальных терапевтов, но их заканчивают единицы.

     АЗБУКА ОРТОПЕДИИ

    Чудимов В.Ф., Ульянова Л.Г., Серебрякова Н.П., Полещук И.Г., Драчева Т.Р.

    Лечебная гимнастика при плоскостопии

    Техника массажа спины, груди и живота

    Закаливание

    СОДЕРЖАНИЕ

    Родителям об осанке

    Правила ортопедического режима в профилактике и лечении нарушений осанки

    Использование корсетов внешней фиксации

    Коррекция нарушений осанки методами физической реабилитации

    Комплекс корригирующей гимнастики по 1 периоду

     

     

    Родителям об осанке

     

      Среди наиболее часто встречающихся заболеваний опорно-двигательного аппарата в детском и юношеском возрасте, прежде всего, следует выделить различные виды нарушений осанки, в основе которых лежит еще преходящая деформация позвоночника и которые, по данным Петербургского детского ортопедического института им. Турнера/1999/, требуют лечения у 40% школьников старших классов.

      Особой функциональной сложностью из всех структур, составляющих опорно-двигательный аппарат, обладает позвоночник. Наряду с большой крепостью и устойчивостью - свойствами, необходимыми ему для удержания тяжести всего тела при вертикальном положении, позвоночный столб является еще и чрезвычайно подвижной осью человека, состоящей из 34 позвонков с множеством суставов, укрепленных мышечным корсетом и системой коротких и длинных связок. Наиболее важными функциями системы являются крепость, устойчивость и эластичность, которые в своем сочетании должны сохранять основную форму туловища, неся на себе всю тяжесть тела при его вертикальном положении.

      Формирование позвоночного столба и его функциональное совершенствование занимает весьма длительный период жизни ребенка и заканчивается к 20-22 годам. К моменту рождения у ребенка в горизонтальном положении имеется лишь один участок с кривизной, обращенной выпуклостью кзади - это крестцово-копчиковый кифоз. Остальные физиологические изгибы начинают формироваться уже после рождения ребенка. Приподнимание и удержание головы из положения на животе способствует формированию кривизны позвоночника выпуклостью кпереди - шейного лордоза. Переход ребенка в положение сидя и сохранение этой позы способствует формированию грудного кифоза. Поясничный лордоз возникает под действием мышц, обеспечивающих сохранение вертикальной позы.

      Для оценки качества функционирования опорно-двигательного аппарата у человека следует ввести понятие осанка. Под осанкой понимают привычную, ненапряженную позу стоящего человека \С.В. Хрущев, 1977\. Эта поза обеспечивается оптимальным соотношением мышечной тяги и тонуса мышц плечевого пояса, шеи, таза, задних групп мышц бедер. Кроме этого, нормальную осанку формируют определяемые позвоночником положение головы, плечевого пояса и таза. Не меньшее значение в формировании правильной осанки принимают мышцы, участвующие в поддержании равновесия тела, правильность дыхания, правильность расположения внутренних органов брюшной полости и выраженность мышц брюшного пресса. Нормальная осанка формируется к 6-7 - летнему возрасту ребенка и при этом характеризуется:

     -прямым положением головы и позвоночника с совпадением их вертикальных осей \т.е. совпадением по вертикали наиболее выступающих точек грудного и крестцово-копчикового кифозов;

    - симметричным расположением развернутых и слегка опущенных надплечий;

    - симметричным и одноуровневым расположением углов лопаток, прилежащих к грудной клетке;

    - симметричным положением сосков;

    - одинаковой формой "треугольников талии", основание которых образуется опущенными руками, а стороны - линией талии;

    - симметричным и одноуровневым положением гребней подвздошных костей;

    - строго вертикальным положением остистых отростков позвоночника;

    - плоский или умеренно выпуклый живот, совпадением линии живота и линии грудной клетки;

    - одинаковой длиной нижних конечностей;

    - правильным положением стоп.

      Важную роль в обеспечении функций позвоночника и его нормального развития играет рациональное физическое воспитание. Оно должно обеспечивать развитие общей и силовой выносливости мышц туловища и конечностей, создавая крепкий мышечный корсет - основу осанки. Любое отклонение от указанных выше характеристик приводит к нарушению равновесия и является причиной изменения осанки.

    Нарушения осанки

     

      Среди факторов ведущих к нарушению осанки, прежде всего, следует выделить длительную сидячую посадку с повернутым, наклоненным в сторону и сильно наклоненном вперед туловищем: это наиболее неблагоприятная позиция позвоночника, при которой нагрузка на межпозвоночные диски в три раза больше, чем в положении стоя. Следует отличать нарушения осанки от сравнительно часто наблюдающихся у здоровых детей порочных установок. Если первое - это серьезное, требующее длительного лечения состояние, то второе - привычка, требующая сравнительно простых мероприятий. Привычка не обязательно перерастает в деформацию, но достаточно часто ей способствует, особенно у детей, имеющих врожденную неполноценность соединительной ткани, входящей в состав кожи, связок и т.п.

      Наиболее часто нарушения осанки проявляются тем, что позвоночник слегка искривляется вбок при утомлении мышц спины; после отдыха искривление исчезает. Со временем искривление делается постоянным, изменяется осанка больного, резко ухудшается подвижность позвоночника, и всякое физическое напряжение становится утомительным.

      Чтобы проверить у вашего ребенка осанку, необходимо раздеть его и внимательно осмотреть, выявляя при этом асимметрию надплечий, лопаток, треугольников талии, которые образуются между свободно опущенной рукой и талией, асимметрию таза.

    Одним из самых простых и доступных в домашних условиях способов выявить нарушения осанки является следующий: при максимально наклоненной вперед спине отмечаются иодом точки выступающей части остистых отростков позвоночника. При выпрямлении позвоночника к остистому отростку 7 шейного позвонка \самый выступающий шейный позвонок прикладывается свободный конец ленты или шнура, либо проводится йодом средняя линия до межъягодичной складки. При правильной осанке лента совпадает с отметками на спине, при наличии дефектов осанки отметки на остистых отростках отходят в сторону от средней линии.

      Нарушение осанки - это еще не заболевание, а только функциональное нарушение, при котором своевременное начатое лечение ведет к нормализации тонуса мышц и коррекции этой аномалии. Напротив, отсутствие должного внимания со стороны родителей ведет к дальнейшему прогрессированию нарушения осанки, вплоть до развития серьезного, нередко требующего оперативного вмешательства заболевания - сколиоза. Кроме того, нарушения осанки приводят к неправильному функционированию внутренних органов - легких, печени, сердца, почек и отклонениями со стороны нервной системы, являясь предрасполагающим фактором для формирования хронических заболеваний внутренних органов. 

     

                                       ПРАВИЛА ОРТОПЕДИЧЕСКОГО РЕЖИМА

                             В ПРОФИЛАКТИКЕ И ЛЕЧЕНИИ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ

    Непременным условием, как профилактики, так и лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата является соблюдение правил ортопедического режима, основные положения которого следующие.

    1.         В положении стоя необходимо равномерно опираться на обе ноги, держа при этом прямо спину и голову, а плечи отвести чуть назад.

    2.         При длительной работе стоя нагрузку на поясничный отдел следует периодически, каждые 15-20 минут, уменьшать за счет попеременной установки то одной, то другой ноги на невысокую подставку.

    3.         При ходьбе необходимо контролировать правильное положение туловища и не размахивать сильно руками.

    4.         Важное значение для формирования правильной осанки имеет поза сидящего за столом ребенка во время еды, приготовления уроков, настольных игр и т.п. Под этим понимается:

    - исключение вредных привычек, как-то: сидеть на подвернутой ноге  или с закинутой за спину стула рукой и т.п.

     - при занятиях сидя спина должна плотно опираться на тонкий, эластичный валик диаметром 3-4 см, установленный на спинку стула на уровне поясницы; это необходимо для того, чтобы сохранялся поясничный изгиб позвоночника;  

    -следует подобрать мебель в соответствии с ростом - глубина сиденья стула должна быть не более 2\3 длины бедра ребенка, высота не должна превышать длину голени, при более высоком стуле следует подобрать под ноги подставку, чтобы ноги опирались на нее;

    -локти должны симметрично лежать на поверхности стола;

    -следует использовать приспособления под книгу для того, чтобы при чтении не наклонять туловище вперед.

    5. При подъеме и перемещении груза следует избегать резких рывков с поворотом туловища и держать груз на вытянутых руках с наклоном корпуса вперед.

    6.  Следует избегать наклона туловища вперед, если стоите на прямых ногах, учитесь приседать с прямой спиной.

    7.  Детям для переноски школьных принадлежностей наиболее подходит ранец; если пользуетесь сумкой, то ее не рекомендуется носить через плечо, лучше носить попеременно в правой и левой руке.

    8.  Спать рекомендуется на ровном, не слишком мягком матраце, без прогиба от тяжести тела, с невысокой подушкой или валиком под шеей. Длина кровати должна быть не больше длины тела ребенка на 20-25 см.

    9.  Отрицательное влияние на осанку оказывает неправильная поза при сне, например, поза "свернувшись калачиком".

     

       ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОРСЕТОВ ВНЕШНЕЙ ФИКСАЦИИ \КОРРЕКТОРОВ ОСАНКИ\                                                                                   

     

       Кроме тщательного соблюдения правил ортопедического режима необходимо воспитывать у ребенка "ощущение правильной осанки".  

       Для этого в помощь ребенку назначаются и широко используются, так называемые, корректоры осанки. Это специальные приспособления, которые предназначены для профилактики прогрессирования сколиоза, кифоза и нарушения осанки, а также для снятия усталости и болей в спине.

      Корректор осанки хорошо фиксирует плечевой пояс и лопатки в симметричном правильном положении. Он одевается под одежду и очень удобен в использовании.   

      Корректор необходимо носить ежедневно по 3-4 часа в день \начать можно с 1.5-2 часов в день, но обязательно с воспитанием у ребенка ортопедического двигательного режима и на фоне укрепления собственного мышечного корсета \регулярных занятий ЛФК\. Так как при длительной статической нагрузке на позвоночник мышцы быстро утомляются и ребенок принимает неправильную позу, порой даже не замечая этого, то ношение корректора будет более целесообразным в школе, при выполнении уроков дома или сидя за компьютером, фортепиано, мольбертом и т.п.

      В продаже имеется большой выбор корректоров отечественного и зарубежного производства, приобрести их можно в аптеках.

      Необходимо проконсультироваться у врача ЛФК или ортопеда о необходимости использования корректора в каждом конкретном случае и о подборе нужного размера.

      Кроме того, в течение дня ребенок должен несколько раз в день контролировать свою осанку перед большим зеркалом, чтобы иметь представление о ее недостатках.     

     

    КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИИЙ ОСАНКИ МЕТОДАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ          

     

      При нарушении осанки ребенку рекомендуется по возможности меньше сидеть, а при выполнении домашних заданий и при просмотре передач по телевизору использовать следующие разгрузочные позы:

      -коленно-локтевое положение - стоя коленями на стуле, предплечьями опираться на стол;

     -лежа на животе - руки под подбородком, под грудь подкладывают клиновидную подставку \высота 20-25 см по ширине груди и длине плеча\. Подбородок должен опираться на вершину подставки.

      Непосредственно в коррекции нарушений осанки основное внимание уделяется средствам лечебной физкультуры \ЛФК\. ЛФК - непременный компонент в комплексном лечении больных с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Физические упражнения оказывают на организм многостороннее влияние, как общее - улучшение общей тренированности, улучшение работы сердца, легких, так и местное - улучшение питания мышц, суставов, связок.

      Однако прежде чем приступить к занятиям ЛФК, следует провести тестирование силовой выносливости мышц, результаты которого определяют этап, с которого следует начинать физическую реабилитацию.

       Тестирование силовой выносливости мышц у детей производится следующим образом.

    1.         "Рыбка" - упражнение для оценки силовой выносливости мышц спины: исходное положение - лежа на животе, руки вытянуты вперед. Приподнять над полом руки, ноги и голову. Руки в локтях не сгибать, голова между рук, носки ног тянуть. Удерживать это положение до усталости \в секундах\.

    2.         "Уголок" - лежа на спине, руки под головой, локти у поясницы прижаты к поверхности кушетки \пола\. Определяем силовую выносливость мышц живота. Поднять прямые ноги вверх под углом 45 и держать до усталости \в секундах\, колени не сгибать, носки ног тянуть от себя.

    3.         Оценка силовой выносливости мышц шеи.

    Исходное положение, лежа на спине, руки лежат на животе, подбородок прижат к груди. Приподнять голову от пола \кушетки\ на 4-5 см и удерживать до усталости \в секундах\.

    С первого комплекса лечебной гимнастики начинают при следующих результатах тестирования:

    Оценка силовой выносливости для 1го комплекса, для перехода с 1го комплекса на 2й, для перехода с 2го комплекса на 3й

    спины \"рыбка"\

    живота \"уголок"\

    шеи     менее 1 мин.

    менее 35 сек

    менее 1 мин  не менее 1 мин

    не менее 35 сек

    не менее 1 мин         не менее 1 мин 30 сек

    не менее 1 мин

    не менее 1мин 30 сек

    ЛЕЧЕБНАЯ ГИМНАСТИКА ПРИ ПЛОСКОСТОПИИ

    Под плоскостопием понимают деформацию стоп, сопровождающуюся уплощением их сводов. Понижение продольного свода приводит к продольному плоскостопию. Плоская стопа у детей встречается чрезвычайно часто /15-25% случаев/, поэтому, для предупреждения развития плоскостопия, важно своевременно выявить эту деформацию и применить рациональные профилактические меры.

    При плоскостопии появляются боли и изменения очертаний стоп, их отечность. Походка теряет эластичность и плавность. При  прогрессировании плоскостопия могут появиться боли и в пояснице.

    Основной причиной плоскостопия является слабость мышц связочного аппарата, принимающих участие в поддержании свода. Но причиной плоскостопия может стать и тесная обувь, особенно с узким носком или высоким каблуком, толстой подошвой, так как она лишает стопу ее естественной гибкости. При ходьбе в обуви на высоких каблуках происходит перераспределение нагрузки: с пятки нагрузка перемещается на поперечный свод стопу, который не выдерживает несвойственной ему нагрузки. Поперечное плоскостопие начинается именно с этого.

    Предупреждать плоскостопие следует с раннего возраста, так как стопа особенно интенсивно формируется в первые 3 года жизни. Обьем движений у детской стопы больше, чем у стопы взрослого человека, из-за лучшей эластичности мышечносвязочного аппарата. Детская стопа менее приспособлена к статическим нагрузкам, прыжкам, поэтому подвергается деформации.

    Профилактика состоит в организации необходимого физического воспитания детей всех возрастных периодах, в укреплении у них мышечносвязочного аппарата голеней и стоп и, конечно, в использовании рациональной обуви - с задником и гибкой подошвой, со шнуровкой.

    Следует также обращать внимание на правильную осанку, на параллельную постановку стоп при ходьбе. Если предрасположенность к плоскостопию уже очевидна, рекомендуется заняться плаванием. Противопоказаны виды спорта, связанные с перегрузкой нижних конечностей - тяжелая атлетика, бег, коньки.

    При выраженном плоскостопии носят стельки /супинаторы/ с выкладкой поперечного и продольного сводов. При резко выраженном плоскостопии показана ортопедическая обувь.

     

    Комплекс упражнений для лечения плоскостопия

    Исходное положение - сидя на стуле.

    1.Тянуть носки.

    2.Перекаты стопы с пятки на носок.

    3.Круговые движения стопами.

    4.Разнообразные движения пальцами ног.

    5.Повороты стопы на ее наружный край, сжимая пальцы.

    6.Сводить и разводить пятки, не отрывая носков от пола.

    7.То же, не отрывая пяток от пола.

    8.Соединить стопы вместе подошвами.

    9.Сжимание пальцев стоп в "кулак".

    10.Передвижение стоп с помощью пальцев.

    11.В положение нога на ногу, сгибание стопы с поворотом внутрь и сжимание пальцев в кулак.

    12.Самомассаж стопы и голени - движения подошвенной поверхностью стопы сверху вниз и обратно по передней поверхности голени.

    13.Прокатывать стопами мяч, палку.

    14.Поднимать стопами мяч.

    15.Собрать стопами полотенце с грузом, подтянуть.

    16.Перекладывать пальцами стоп мелкие предметы.

    17.Сидя "по-турецки", попытаться встать.

    18.Приседать, скрестив ноги.

    19.Хотьба по палочке вдоль ее и поперек.

    20.Лазание по канату.

    Каждое упражнение выполнять 1-1.5 мин. Занятия проводятся босиком и, обязательно, 2-3 раза в день.


    </

    © sergei-protopopoff

    Конструктор сайтов - uCoz